
Несмотря на тяжелые условия Великой Отечественной войны, советская нефтяная промышленность не только продолжала работать, но и активно развивалась. Как сообщили в Минэнерго России, за этот период было обнаружено 34 новых месторождения нефти и газа, причем ключевым центром добычи оставался Азербайджан.
Мобилизация отрасли и новые технологии
Под руководством наркома нефтяной промышленности СССР Ивана Седина была организована масштабная эвакуация оборудования и наращивание добычи на месторождениях Азербайджана, Поволжья, Башкирии, Татарии, Казахстана и Туркмении. Большинство новых месторождений быстро ввели в эксплуатацию, проложив к ним трубопроводы для поставки сырья на нефтеперерабатывающие заводы.
«Ни разу за войну нефтяники не подвели фронт», — подчеркнули в министерстве. Даже в критический момент Сталинградской битвы, когда фашисты перекрыли волжские пути доставки топлива, нашли нестандартное решение: впервые в мире цистерны с горючим спускали на воду, соединяли в цепь и буксировали по Каспию.
Азербайджан — топливный щит СССР
В условиях оккупации западных регионов страны Азербайджан стал главным поставщиком топлива. За годы войны здесь добыли 75,2 млн тонн нефти, обеспечив:
- 80% всего советского бензина,
- 90% лигроина,
- 96% масел.
4 из 5 самолетов, танков и автомобилей Красной Армии заправлялись бакинским топливом.
Индустриальный прорыв
Благодаря усилиям азербайджанских нефтяников, инженеров и ученых в строй ввели 60 новых предприятий, наладив выпуск более 200 видов продукции. Кроме того, часть машиностроительных заводов отрасли перешла на военное производство:
- Московский завод «Борец» выпускал установки для «Катюш»,
- Подольский завод производил башни для танков.
«Это был беспрецедентный подвиг отрасли, обеспечивший Победу», — отметили в Минэнерго.