С 1 марта на территории Российской Федерации в силу вступил запрет на экспорт топлива на период до 6 месяцев. Помимо санкций, биржевые торги отметили стремительный рост объемов реализации дизеля с 12,0% до 16% от всей доли производства. Что сподвигло на введение таких мер и как они отразятся на стоимости топлива, давайте разберемся.
В чем причина ввода “санкций” на экспорт топлива из России?
С начала года, на биржевых торгах, стоимость бензина и дизеля выросла, в среднем, на 25%. Это вызвало серьезный интерес со стороны топливного союза с просьбой к правительству обратить внимание на эту статистику. Вице-президент РТС, Юрий Матвейко постарался разобраться детально в чем же причина такого роста и к чему это может привести.
В первую очередь, некоторые крупные нефтеперерабатывающие заводы приостановили деятельность в связи с реконструкциями и ремонтными работами, что привело к сокращению производства топлива и его распространению. Далее, действия, происходящие в стране, а именно – беспилотники ВСУ взяли курс на уничтожение важных объектов, которыми и являются Российские нефтеперерабатывающие производства. Все это накладывает неблагоприятный отпечаток на внутренние поставки топлива, что уж говорить об экспорте, отмечает Ю. Матвейко.
Ощущая нехватку бензина, многие сельские хозяйства перешли на дизельное топливо, закупая его в больших объемах, про запас, чтобы начать посевные работы. Согласно экономическим законам, повышенный спрос приводит к повышенным предложениям, тем более снижение объема поставок, могли обернуться ростом цен на литр и бензина и покупку дизельного топлива с доставкой.
“Снижение объемов топлива на экспорт и рост продаж дизельного топлива, позволят сохранить баланс и стабильный уровень цен. Сельские хозяйства могут не беспокоиться и спокойно выполнять работы посевной. РТС поставило правительство в известность о проблемах с АЗС за чем последовал оперативный ответ, чему мы очень рады”, – обозначил Ю. Матвейко.
Учредитель компании “Алтайнефтересурс” Н. Абрамов отметил, что осенью 2023 года, уже были запреты на экспорт топлива, что помогло образовать некий запас топливных ресурсов, а цена за литр осталась на своем уровне. Однако, на тот момент, эта мера не была предупредительной, а являлась следствием резкого скачка цен на АЗС и ДТ.
“Сейчас кабмин постарался предугадать возникновение подобной ситуации и сработал на опережение. Это решение было как никогда правильным, так как внутренний рынок пополнится запасами экспортного сырья. В условиях, когда заводы по переработке нефтепродуктов приостановили деятельность, поиск правильной меры распределения ресурсов очень важен”, – считает Н. Абрамов.
Могут ли цены на топливо на АЗС пойти вниз?
Снижение уровня цены за литр на ДТ и бензин не предвидится, так считает эксперт Ю. Матвейко. Однако, он уверен, что введение запрета на экспорт сохранит стоимость топлива на стабильном уровне. Через время, повышение, разумеется, возможно, так как инфляция является неотъемлемой частью развития экономики.
“Дешеветь продукты нефтепереработки уже не будут, так как увеличивается потребление энергетических затрат, транспорта, перевозок, хранения. Также растут и операционные расходы. Однако меры, которые предпринимаются на опережение, позволяют держать уровень цен на допустимой планке. Да, рост возможен, но не критический, по итогам 2024 года, он может составить около 6%”, – так считает Ю. Матвейко.
Н. Абрамов уверен, что все предпринятые меры по исключению экспорта топлива, отразятся только на биржевые торги, а стоимость топлива на АЗС останется на адекватном уровне.
“Однако, на биржевых торгах, цена колеблется ежедневно и по несколько раз. Вообще, она имеет динамический характер, нет устойчивой золотой середины. Но, меры, предпринимаемые наперед, позволяют скорректировать весеннее обострение, оптимизируя спрос и предложение”, – отметил Н. Абрамов.
Ранее вице-премьер России А. Новак заявил, что предпринятые меры по запрету экспорта топлива, в первую очередь, касаются стабилизации рыночного потока. Такая ситуация вполне грамотная, особенно, в такое нестабильное время. Однако, в конце выступления, он обозначил, что, если нефтеперерабатывающие концерны заработают и рынок будет перенасыщен сырьем, поток экспорта будет снова открыт.