Общие производственные мощности всех мировых изготовителей нефтепродуктов не смогут покрыть потребности глобального рынка в дизтопливе. Ухудшение ситуации вызвано непродуманной экологичной повесткой западных правительств и рядом политических факторов. Об этом рассказал эксперт Финуниверситета при Правительстве РФ Игорь Юшков.
Неспособность производителей удовлетворить существующие потребности приведет к появлению нового инфляционного фронта. При этом экономика будет испытывать нехватку горючего, необходимого для работы всех отраслей промышленности и транспортной сферы.
Дефицит уже способствует ценовому разгону. Так, в Соединенных Штатах дизель уже стоит 140 долларов за баррель, что позволило установить новый биржевой рекорд. В Старом Свете горючее подорожало на 60%.
Важную роль в происходящих процессах играет политика руководства США и Евросоюза, которые все чаще отдают предпочтение возобновляемой энергетике вместо углеводородов. Власти этих стран предупреждали инвесторов, что они не получат отдачи из-за якобы массового распространения электрокаров. Такая политика повлияла на часть инвесторов, направивших свои капиталы мимо нефтеперерабатывающей отрасли. Проявивший себя дефицит на глобальном рынке — следствие оскудения инвестирования нефтегазовой сферы, полагает Юшков.
Ряд аналитиков считает, что дефициту также способствует ограничение экспортных поставок из РФ и уменьшение нефтедобычи Саудовской Аравией. Из-за непростой ситуации с авиакеросином и бензином многие производители нефтепродуктов стараются удовлетворить спрос на эти виды топлива в ущерб дизелю.
По словам Юшкова, негативным политическим фактором выступает санкционная политика Запада в отношении Ирана, РФ, Венесуэлы, где добывается сернистая нефть, выступающая лучшим сырьем для производства солярки. Отказ от санкционной политики в короткие сроки позволит преодолеть дефицит и остановить ценовой рост на глобальном рынке.