Рынок автомобильного топлива в последнее время ощутимо колеблется. С начала марта стоимость бензина и дизельного топлива на бирже увеличилась более чем на 10%, и это, возможно, не предел роста. Это изменение цен затрагивает как оптовые, так и розничные ставки на автозаправочных станциях.
Начиная с этого года, стоимость 92-го бензина выросла на 33%, в то время как цена на 95-й бензин поднялась на половину, а дизельное топливо подорожало примерно на треть. Этот рост произошел после значительного падения цен в прошлом году, однако потребители редко чувствуют падение цен так же остро, как рост.
Два ключевых фактора влияют на текущую ситуацию. Первый связан с сезонными колебаниями: на весну перед посевными работами нефтяники традиционно повышают цены, особенно это касается дизеля. Второй фактор критически важен — последствия атак украинских беспилотников на заводы по нефтепереработке в западных регионах. К тому же, часть оборудования для подготовки топлива все еще зависит от импорта, и переориентация всей системы производства топлива на отечественное оборудование представляется маловероятной в ближайшие годы.
В республике Бурятия, по словам пресс-секретаря министерства по развитию транспорта, энергетики и дорожного хозяйства Екатерины Устюшенко, ситуация под контролем: две нефтебазы на территории республики обеспечивают поставки, и в настоящее время перебоев с топливом нет.
Однако нефтяные компании, стремясь максимизировать прибыль, могут увеличивать цены, не отражая их изменение на станциях автозаправки. Тем не менее, регулирование со стороны государства может влиять на цены, как это видно на примере других стран. Экономические и административные меры могут помочь удержать рост цен в пределах уровня инфляции, стабилизировав экономическое состояние страны.