
На международной арене наблюдается снижение интереса к дизельному топливу. Международное энергетическое агентство (МЭА) прогнозирует, что в 2024 году среднее потребление ДТ и газойля сократится до 28,3 миллиона баррелей в сутки, что на 0,9% ниже уровня 2023 года. Открытие новых нефтеперерабатывающих заводов в Африке, Латинской Америке и на Ближнем Востоке увеличит предложение при падающем спросе.
Россия занимает одно из ведущих мест в поставках ДТ на мировой рынок, и это топливо является ключевым экспортным продуктом для российских нефтеперерабатывающих компаний. До 50% производимого в стране дизеля шло на экспорт. После закрытия европейского рынка, который до недавнего времени был основным потребителем, поставки были переориентированы на Индию, Турцию и другие страны. Тем не менее, эксперты полагают, что часть этого топлива, возможно, всё же достигала европейских стран. Если спад спроса станет глобальным, России предстоит столкнуться с жесткой конкуренцией на международной арене, где игроки с лучшей логистикой и без санкций будут иметь преимущество (за исключением поставок в Турцию).
МЭА утверждает, что снижение спроса уже влияет на рентабельность НПЗ, что стало причиной закрытия ряда заводов в Европе. Однако многие российские НПЗ принадлежат вертикально интегрированным нефтяным компаниям (ВИНК), что позволяет им перекладывать затраты на более прибыльные секторы, такие как добыча. Кроме того, налоговая система может компенсировать часть издержек, что позволяет российским НПЗ чувствовать себя увереннее на фоне общемирового тренда.
Константин Симонов, глава Фонда национальной энергетической безопасности, предостерегает от поспешных выводов, основанных на короткосрочных прогнозах. Дизельное топливо, несмотря на свои преимущества, сталкивается с экологическими вызовами. В прошлом году «зеленая» Европа испытала дефицит ДТ, что привело к значительному росту цен и способствовало топливному кризису в России.
На данный момент российские компании отмечают уверенный рост поставок дизеля. Bloomberg зафиксировал в сентябре 10%-ное увеличение морских поставок ДТ и мазута из России, и на данный момент не наблюдается серьезных проблем со сбытом.
Тем не менее, по мнению эксперта по энергетике Кирилла Родионова, в среднесрочной перспективе риски для экспортеров российского ДТ могут усиливаться из-за роста газификации грузовиков в Китае. Продажи тяжелых грузовиков на сжиженном природном газе (СПГ) в КНР резко увеличились, и это может оказать давление на спрос на дизельное топливо.
Помимо этого, экологические ограничения обостряют ситуацию, так как снижают возможность использования высокосернистого ДТ, что требует дополнительных затрат на переработку. Конкуренция со стороны газомоторного топлива также растет, создавая дополнительные вызовы для дизельного сегмента.
В то же время переход к газомоторному топливу открывает новые перспективы для российской газовой отрасли, предлагая возможность для производства судового топлива и альтернативных методов монетизации природного газа на фоне снижения поставок в Европу.