
Власти Китая намерены сократить объемы нефтепереработки, что может привести к снижению спроса на нефть. На Всекитайском собрании народных представителей было предложено уменьшить производство нефтепродуктов и увеличить выпуск нефтехимической продукции. Крупнейший нефтеперерабатывающий завод Sinopec Group ранее заявил, что потребление дизельного топлива и бензина достигло своего пика, и теперь основным драйвером роста спроса на нефть станет нефтехимия.
С 2019 года потребление дизельного топлива в Китае неуклонно снижается. Эта тенденция усугубилась из-за кризиса на рынке недвижимости, что привело к сокращению потребности в транспорте и строительной технике. Кроме того, рост популярности грузовиков, работающих на сжиженном нефтяном газе (СУГ), также способствует снижению спроса на традиционное топливо.
Параллельно с этим стремительный рост продаж электромобилей указывает на то, что потребление бензина, вероятно, достигнет пика уже в 2023 году, согласно данным Sinopec. В прошлом году среднемесячные продажи топлива составили 13,2 млн тонн, что на 9% меньше, чем в 2023 году, сообщает отраслевой консультант JLC International.
Особую угрозу сокращение нефтепереработки представляет для небольших независимых нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ), большинство из которых расположены в провинции Шаньдун. На их долю приходится около 20% перерабатывающих мощностей страны. Новые заводы способны перерабатывать не только нефть, но и продукты, полученные при добыче сланцевого газа в США. Например, импорт китайского СУГа из США вырос с нуля в 2019 году до 18 млн тонн в 2024 году, что составляет около 3% от общего объема импорта нефти Китая.
«Нефтехимический сектор, который зависит от нафты и сжиженного нефтяного газа, продолжает оставаться основным драйвером спроса на нефть», — отметил старший аналитик консалтинговой компании Wood Mackenzie Ltd Мадит Наутиял в интервью агентству Bloomberg.
Несмотря на рост розничных продаж нефтепродуктов на 0,3% в прошлом году, общее потребление сырой нефти в Китае снизилось на 1,2%, согласно данным Национального бюро статистики.
Импорт сырой нефти в Китай в 2024 году сократился в третий раз за последнее десятилетие, что свидетельствует о том, что китайские НПЗ больше не могут быть основным фактором поддержания мирового спроса на нефть.
В то же время Saudi Aramco придерживается иной точки зрения. В компании считают, что спрос на нефтепродукты будет поддерживаться за счет азиатского рынка. По мнению экспертов, когда в Китае завершится цикл строительства новых НПЗ, маржа нефтепереработки в мире начнет расти, так как рост предложения замедлится, а спрос постепенно его догонит.