Федеральная антимонопольная служба (ФАС) и Министерство энергетики совместно с производителями, нефтетрейдерами и потребителями активно разрабатывают меры по снижению рисков при транспортировке топлива по железной дороге.
Пресс-служба ФАС прокомментировала запрос агентства “Интерфакс” о позиции ведомства в отношении сохранения приоритета железнодорожной перевозки нефтепродуктов.
В ведомстве отметили, что в настоящее время очередность перевозок регулируется временными правилами ОАО “РЖД”. Напомним, что правительство России утвердило разработанные ФАС Правила недискриминационного доступа к услугам железнодорожных перевозок. Согласно этому постановлению, установлен четкий порядок перевозки грузов по перегруженной железнодорожной инфраструктуре. Приоритет отдается грузам, важным для решения стратегических и социальных задач страны, а также для внутреннего сообщения.
ФАС также подчеркнула, что вопросы транспортировки и обеспечения регионов необходимым количеством нефтепродуктов находятся под постоянным контролем Минэнерго и ФАС.
Кроме того, служба напоминает, что с 1 марта 2024 года вступил в силу совместный приказ ФАС и Минэнерго, регулирующий срочный рынок нефтепродуктов. В рамках данного механизма стороны заключают контракт, предусматривающий обязательную покупку и продажу товара в определенный срок. Это позволяет участникам рынка заранее “забронировать” необходимый объем нефтепродуктов и планировать поставки в кратко- и среднесрочной перспективе.
29 июля источники на топливном рынке сообщили, что на совещании у вице-премьера Александра Новака обсуждался вопрос сохранения текущего приоритета для перевозки нефтепродуктов по железной дороге. Рассматриваются два варианта: оставить топливо в третьей группе приоритета до 1 декабря 2024 года или сделать этот статус постоянным. Обсуждения продолжаются, и финальное решение по этому вопросу пока не принято.
Напомним, что до весны 2024 года топливо находилось в шестой очереди приоритетности. Однако после повторного введения запрета на экспорт бензина в России, железные дороги столкнулись с трудностями в транспортировке топлива внутри страны, в результате чего оно временно перемещено в третью группу приоритета. Но с 1 сентября привилегии для перевозки нефтепродуктов по железной дороге заканчиваются.