
Нефтеперерабатывающие заводы в Азии, Европе и США испытывают значительное снижение прибыли, что знаменует конец периода бурного роста, наблюдавшегося после пандемии COVID-19. Эта ситуация осложняется глобальным замедлением спроса на нефть и усиливающейся конкуренцией, вызванной вводом в эксплуатацию новых нефтеперерабатывающих мощностей по всему миру. Падение доходов говорит о более глубоких экономических проблемах, особенно в таких странах, как Китай, а также о трансформациях в глобальной энергетической структуре.
В последние годы многие крупные нефтеперерабатывающие компании, такие как TotalEnergies и Glencore, достигли рекордных результатов благодаря дефициту поставок, вызванному различными глобальными факторами. К ним относятся и российско-украинский конфликт, и перебои в судоходстве в Красном море, а также восстановление мирового спроса на нефть. Однако этот кратковременный «суперцикл» в нефтепереработке, по мнению аналитиков, подходит к концу: новые заводы в Африке, на Ближнем Востоке и в Азии начинают насыщать рынок топливом.
Наиболее заметное воздействие оказывают новые мощности в Нигерии, Кувейте, Мексике и Омане. Заводы, такие как Dangote в Нигерии (650 000 баррелей в сутки) и Al Zour в Кувейте (615 000 баррелей в сутки), значительно увеличивают предложение на глобальном рынке на фоне стагнации спроса на нефть и нефтепродукты.
Одной из основных причин снижения прибыльности является ослабление спроса в Китае, который является крупнейшим мировым импортером нефти. Замедление китайской экономики и спад в промышленном производстве сильно влияют на нефтепереработку. В августе 2024 года рост промышленного производства в Китае упал до пятимесячного минимума, а объемы переработки нефти сокращались на протяжении пяти месяцев подряд.
Также слабый внутренний спрос и низкие экспортные маржи негативно сказались на китайских нефтеперерабатывающих предприятиях, вынужденных сокращать объемы производств. Это, в свою очередь, оказывает давление на международные компании, зависящие от китайского спроса.
В Соединенных Штатах снижение спроса на нефтепродукты ведет к падению маржинальной прибыли. Так, индекс крэк-спред 3:2:1, отражающий прибыльность американских НПЗ, в августе 2024 года впервые с начала 2021 года упал ниже $ 15 за баррель. Это указывает на снижение прибыльности перерабатывающих заводов, производящих два барреля бензина и один баррель дизеля из трех переработанных баррелей нефти.
Избыток предложения дизельного топлива на мировом рынке серьезно сказывается на прибыльности переработки, особенно в Европе, где дизель часто являлся основным источником дохода для НПЗ. Аналитики прогнозируют, что слабость рынка сохранится как минимум до конца года, хотя возможен краткосрочный рост маржи из-за сезонного увеличения спроса на дизель в зимний период.
Запуск новых перерабатывающих заводов усугубляет ситуацию: в сентябре 2024 года Petroineos объявила о закрытии своего завода в Шотландии, а в Германии также ожидаются остановки давно работающих НПЗ. Стареющие предприятия в Европе и США сталкиваются с увеличением затрат и более строгими экологическими стандартами по сравнению с новыми заводами в Азии и на Ближнем Востоке.
Аналитики Bank of America ожидают дальнейшее снижение маржи мировой нефтепереработки, которая уже упала на 25% с начала третьего квартала и на 50% на спотовом рынке. Ожидается, что новые мощности в размере 1,5 млн баррелей в годовом исчислении только усилят давление на рынок.