В начале августа в России введен временный запрет на экспорт бензина, который продлится до конца октября. Это решение, по словам первого заместителя министра энергетики Павла Сорокина, направлено на стабилизацию рынка, увеличение предложения внутри страны и предотвращение резких скачков цен, особенно на оптовом уровне.
Для справки: аналогичный запрет уже действовал в 2023 году с 21 сентября по 17 ноября, он был введен для стабилизации цен на внутреннем рынке моторного топлива. Тогда меры коснулись не только бензина, но и дизельного топлива. В 2024 году с 1 марта по 31 августа правительство вновь ввело временный запрет на экспорт бензина, но не дизеля. Этот запрет был временно приостановлен с конца мая до конца июля.
С начала августа ограничения на экспорт бензина снова вступили в силу. По словам представителей правительства, это необходимо для обеспечения стабильных поставок топлива на внутреннем рынке. В конце июля розничные цены на бензин в России достигли исторического максимума, превысив предыдущий пик, зафиксированный в сентябре прошлого года. В начале августа средняя цена АИ-92 составила 55,888 тыс. рублей за тонну, а АИ-95 – 74,461 тыс. рублей за тонну.
Эксперты поделились мнением о том, как эта мера повлияет на рынок топлива и цены на бензин.
Олег Калманович, главный аналитик Neomarkets, считает, что временный запрет на экспорт бензина является мерой для сдерживания роста цен на внутреннем рынке. Он отметил, что стоимость бензина растет уже два месяца после снятия предыдущего запрета, что вызвано дефицитом предложения. Калманович ожидает, что новое ограничение поможет снизить оптовые цены, что, в свою очередь, приведет к снижению розничных цен на 5-7%. Он также подчеркнул, что отмена запрета в начале осени может быть преждевременной из-за уборочных работ, но к октябрю это станет возможным.
Андрей Лобода, экономист и директор по коммуникациям BitRiver, добавляет, что данная мера направлена на стабилизацию предложения на внутреннем рынке и предотвращение возможного дефицита топлива в некоторых регионах. Несмотря на рост цен на бензин, он отмечает, что в сравнении с Европой цены в России остаются относительно низкими.
Владимир Чернов, аналитик Freedom Finance Global, отмечает, что рост цен на топливо оказывает сильное инфляционное давление, так как увеличение стоимости доставки товаров влияет на конечные цены для потребителей. Он предполагает, что запрет на экспорт топлива может помочь снизить оптовые цены и сдержать рост розничных цен на заправках. Однако, по его мнению, без ограничения роста внутренних цен на топливо инфляцию охладить будет сложно.
Федор Сидоров, частный инвестор и финансовый аналитик, считает, что возобновление запрета на экспорт бензина направлено на сдерживание роста цен на внутреннем рынке. Он предупреждает, что запрет может привести к снижению экспортных доходов и возможным проблемам с логистикой и хранением бензина, особенно в удаленных регионах. Сидоров подчеркивает, что краткосрочное снижение цен возможно, но в долгосрочной перспективе запрет может вызвать рост цен, если приведет к сокращению инвестиций в производство бензина.