По итогам текущего года прогнозируется, что цены на моторное топливо вырастут настолько, что это будет сопоставимо с уровнем накопленной инфляции. Такой оптимистичный анализ на фоне растущих розничных цен на бензин представило Минэнерго. В то же время правительство продлило запрет на экспорт бензина до 31 декабря, который изначально действовал с 1 марта на протяжении шести месяцев, но был приостановлен в начале мая. Теперь эмбарго вновь возвращается, и власти объясняют это необходимостью поддержания стабильности на внутреннем топливном рынке в условиях “сохраняющегося сезонного спроса” и запланированных ремонтов на НПЗ.
Что же происходит на топливном рынке?
Многие россияне воспринимают ограничения как предвестие нового подорожания, хотя Минэнерго заверяет, что внутренний рынок не останется без топлива. На данный момент товарные запасы бензина составляют 2 миллиона тонн, а дизельного топлива — 3,3 миллиона тонн. “Хватит и на большее”, — уверяют эксперты.
Тем не менее, цены на топливо продолжают расти уже третью неделю подряд, причем темпы увеличения превышают уровень инфляции. Согласно данным Росстата, с начала года по 12 августа стоимость бензина в рознице поднялась на 5,95%, тогда как официальная инфляция за этот период составила 5,11%.
В прошедшую неделю, с 5 по 12 августа, литр бензина подорожал на 18 копеек и теперь стоит в среднем 53,07 рубля за Аи-92 и 58,17 рубля за Аи-95. Как можно не переживать собственникам автомобилей, если каждый раз при заправке они видят растущие ценники? Уверенности в том, что цены на топливо останутся в рамках годовой инфляции, тоже немного.
Связь между экспортом бензина и его ценами на внутреннем рынке можно считать линейной. Когда запрет был временно снят — с мая по середину июля, оптовые цены на бензин возросли на 10–30%, и розничные цены последовали за ними.
Однако возвращение к эмбарго пока не отразилось на биржевых ценах на топливо. “Ситуация привычная”, — говорит директор Фонда энергетического развития РФ Сергей Пикин. — “Правительство ежегодно требует от нефтяных компаний, чтобы рост цен на топливо не превышал уровень инфляции”. На протяжении по меньшей мере шести лет это требование соблюдается. Даже в прошлом году, несмотря на трудности, цены на моторное топливо остались в рамках инфляции. В этом году также можно ожидать подобного.
Но где гарантии? Прибавка в 5-6 копеек за литр для автомобилистов может показаться незначительной, однако такие увеличения происходят почти каждую неделю.
“Запрет на экспорт — это эффективная мера, своеобразный ‘рубильник’ для топливного рынка. Если полностью закрыть экспорт, внутренний рынок переполнится, и цены упадут. Но сейчас ситуация контролируемая”, — добавляет он.
Тем не менее, объемы экспорта бензина невелики по сравнению с дизельным топливом — наш бензин не так востребован за пределами страны. “Биржевые цены на бензин не снижаются, и пока не наблюдается тренда на падение цен на АЗС”, — заметил эксперт.
Год назад под запрет попало и дизельное топливо, но сейчас о нем “забыли”. “Дизель — это серьезная экспортная статья, его не так легко ограничить. В сентябре 2023 было введено эмбарго на экспорт из-за форс-мажорных обстоятельств, а сейчас ситуация стабильная”.