Top.Mail.Ru

Эксперты оценили предложение ограничить рост цен на бензин инфляцией

 

Специалисты проанализировали инициативу привязать рост стоимости бензина к уровню инфляции. По мнению Александра Фролова, главного редактора «ИнфоТЭК» и заместителя гендиректора Института национальной энергетики, жесткая фиксация цен невозможна из-за множества факторов, включая биржевые котировки и договоренности между властями и нефтяными компаниями.

Как регулируются цены на топливо?

В России розничные цены на бензин и продажу дизельного топлива Евро 5 частично контролируются государством. Их формирование зависит от:

  1. Налоговой нагрузки, включая ежегодно растущие акцизы.
  2. Договоренностей правительства с нефтяными компаниями о сдерживании цен в пределах инфляции.
  3. Биржевых котировок, которые, по словам Фролова, играют наименьшую роль.

Эксперт отметил, что тема цен на топливо остается социально значимой, а любые изменения в регулировании требуют тщательного анализа.

Разница между марками бензина

Ограничения касаются только социально значимых марок — АИ-92 и АИ-95, рост цен на которые в 2024 году был ниже инфляции. Премиальные марки, такие как АИ-98, подорожали более чем на 20%, но они не относятся к категории обязательного спроса.

Кроме того, соглашения о сдерживании цен распространяются не на все АЗС, а только на заправки крупных нефтяных компаний. Независимые сети в 2023–2024 годах нередко продавали топливо на 5–7 рублей дороже, и повлиять на это было невозможно.

Роль топливного демпфера

Фролов напомнил, что демпферный механизм был создан для балансировки внутренних и экспортных цен. Если экспорт выгоднее, государство компенсирует нефтяникам разницу, сдерживая рост цен внутри страны. В обратной ситуации компании доплачивают в бюджет.

В 2023 году отрасль получила 1,8 трлн рублей по демпферу, но это не дотация, а налоговый вычет. Для сравнения, в 2024 году нефтегазовый сектор перечислил в бюджет 12,23 трлн рублей только по НДПИ, из которых 10,1 трлн — налог на нефть. Часть этих средств возвращается через демпфер (ст. 200 НК РФ).

«Демпфер — это «костыль», введенный из-за противоречий налогового маневра. Когда стало ясно, что он мешает развитию переработки и внутреннего рынка, потребовалось дополнительное регулирование», — пояснил Фролов.

Господдержка ТЭК: инвестиции, а не субсидии

Дмитрий Гусев, заместитель председателя наблюдательного совета ассоциации «Надежный партнер», подчеркнул, что меры поддержки топливно-энергетического комплекса направлены на модернизацию и развитие отрасли, а не на безвозмездное финансирование.

«Выплаты по демпферу и розничные цены на бензин — разные вещи. Текущая дискуссия показывает недопонимание между депутатами и отраслью. Трактовка демпфера как дотации говорит о слабом знании фискальной системы ТЭК», — резюмировал Гусев.

Обратная связь

Если у вас есть вопрос - заполните форму и отправьте нам его

    Мы доставляем дизтопливо Евро-5
    по Москве и Московской области
    Топресурсы на карте Дмитрова — Яндекс Карты

    Другие услуги

    Утилизация топлива (все виды) от 1950 рублей за тонну
    Аренда бензовоза от ₽900 до ₽4000 в час
    Аренда емкостей от 19 000 рублей в месяц.
    Откачка дизельного топлива/бензина/керосина 900 ₽/м³
    Откачка печного топлива, отработанного масла 1 900 ₽/м³
    Стоимость доставки нефтепродуктов от 40 копеек за 1 километр
    Мобильная АЗС от 3500 рублей
    Проверка качества топлива от 12 500 рублей