
Специалисты проанализировали инициативу привязать рост стоимости бензина к уровню инфляции. По мнению Александра Фролова, главного редактора «ИнфоТЭК» и заместителя гендиректора Института национальной энергетики, жесткая фиксация цен невозможна из-за множества факторов, включая биржевые котировки и договоренности между властями и нефтяными компаниями.
Как регулируются цены на топливо?
В России розничные цены на бензин и продажу дизельного топлива Евро 5 частично контролируются государством. Их формирование зависит от:
- Налоговой нагрузки, включая ежегодно растущие акцизы.
- Договоренностей правительства с нефтяными компаниями о сдерживании цен в пределах инфляции.
- Биржевых котировок, которые, по словам Фролова, играют наименьшую роль.
Эксперт отметил, что тема цен на топливо остается социально значимой, а любые изменения в регулировании требуют тщательного анализа.
Разница между марками бензина
Ограничения касаются только социально значимых марок — АИ-92 и АИ-95, рост цен на которые в 2024 году был ниже инфляции. Премиальные марки, такие как АИ-98, подорожали более чем на 20%, но они не относятся к категории обязательного спроса.
Кроме того, соглашения о сдерживании цен распространяются не на все АЗС, а только на заправки крупных нефтяных компаний. Независимые сети в 2023–2024 годах нередко продавали топливо на 5–7 рублей дороже, и повлиять на это было невозможно.
Роль топливного демпфера
Фролов напомнил, что демпферный механизм был создан для балансировки внутренних и экспортных цен. Если экспорт выгоднее, государство компенсирует нефтяникам разницу, сдерживая рост цен внутри страны. В обратной ситуации компании доплачивают в бюджет.
В 2023 году отрасль получила 1,8 трлн рублей по демпферу, но это не дотация, а налоговый вычет. Для сравнения, в 2024 году нефтегазовый сектор перечислил в бюджет 12,23 трлн рублей только по НДПИ, из которых 10,1 трлн — налог на нефть. Часть этих средств возвращается через демпфер (ст. 200 НК РФ).
«Демпфер — это «костыль», введенный из-за противоречий налогового маневра. Когда стало ясно, что он мешает развитию переработки и внутреннего рынка, потребовалось дополнительное регулирование», — пояснил Фролов.
Господдержка ТЭК: инвестиции, а не субсидии
Дмитрий Гусев, заместитель председателя наблюдательного совета ассоциации «Надежный партнер», подчеркнул, что меры поддержки топливно-энергетического комплекса направлены на модернизацию и развитие отрасли, а не на безвозмездное финансирование.
«Выплаты по демпферу и розничные цены на бензин — разные вещи. Текущая дискуссия показывает недопонимание между депутатами и отраслью. Трактовка демпфера как дотации говорит о слабом знании фискальной системы ТЭК», — резюмировал Гусев.