После объявления Минфином РФ планов уменьшения бюджетного финансирования прибыли нефтяных компаний (т.н. демпфирующий механизм) в России началось стремительное удорожание топлива. Ценники меняются еженедельно в зависимости от региона на 1,6-2%. Причем в восточных регионах ценовой рост идет куда стремительнее, чем, например, в Москве.
Демпфирующий механизм был запущен в 2019 году и преследовал цель сократить темп роста цен на горючее внутри России. Идея заключалась в том, что при более высокой экспортной стоимости нефтепродуктов относительно российского рынка нефтяным компаниям будет выделяться компенсация из бюджета. Это якобы исключает экономический стимул к повышению цен.
Ситуация кардинально изменилась после введения антироссийских санкций и объявления эмбарго на российскую нефть. В новых условиях прежние механизмы потеряли эффективность. При этом многие экономисты считают, что налогообложение нефтяной отрасли толком так и не сформировано. Периодическое изменение показателей демпфирующего механизма де факто отражает введение ручного управления ценой на дизель в Москве и бензин, а его эффективность россияне видят в ценниках на АЗС.