
Одной из причин повышения цен на АЗС в прошлом году стало неэффективное управление логистикой железнодорожных перевозок. Долгие сроки доставки бензина и дизельного топлива, задержки с возвратом пустых вагонов и неоптимальное использование цистерн привели к росту цен. В связи с этим заявление Михаила Глазкова, заместителя главы РЖД, о том, что задержки связаны с избытком вагонов, вызвало оживленные обсуждения среди участников рынка и экспертов.
Глазков отметил, что в 2025 году планируется списание 27 тыс. старых вагонов, в то время как новые составят 70-75 тыс. Избыточный объем подвижного состава к февралю этого года оценивался в 400 тыс. вагонов, что значительно возросло с декабрьских 250 тыс.
Дополнительно, снижение средней технической скорости грузовых поездов до 40,6 км/ч– это исторический минимум. Эксперты отреагировали на эти сообщения с большим скептицизмом. Сергей Фролов, старший партнер NEFT Research, отметил, что проблемы с избыточным парком вагонов связаны с инфраструктурными трудностями, такими как ремонты и нехватка локомотивов.
С точки зрения Дмитрия Гусева, зампреда наблюдательного совета ассоциации «Надежный партнер», ситуация выходит за рамки недостачи локомотивов и дисбаланса в транспортном секторе. Он указал на отсутствие единого оператора подвижного состава, что приводит к сбоям в логистических процессах. Долгие сроки доставки и отсутствие регулярности отправок также усугубляют проблему.
В то время как предложенное Гусевым решение заключается в установлении единого оператора, Сергей Терешкин рекомендует дерегулировать сегмент локомотивной тяги, чтобы привлекать частных операторов и компенсировать дефицит.
Возвращаясь к вопросу о топливном рынке, переоценивать влияние железнодорожных перевозок на цены нецелесообразно, хотя оно действительно существует. Основными факторами подорожания остаются высокая налоговая нагрузка и рост акцизов. Для регионов, особенно на Дальнем Востоке, железная дорога остается ключевым способом доставки топлива, и задержки ведут к росту цен.
Фролов отметил, что в прошлом году проблемы с вывозом нефтепродуктов снижали загрузку НПЗ, что, в свою очередь, влияло на производство высокооктановых бензинов и создавало временные дефициты. Проблемы с логистикой первыми отразились на оптовых ценах, однако розничные цены заметно не выросли, что привело к снижению рентабельности АЗС.
Для улучшения ситуации и обеспечения поставок топлива в регионы необходимо развивать альтернативные способы доставки, такие как водный и автотранспорт, а также строить продуктопроводы, что особенно актуально для Дальнего Востока.