
В России отсутствуют предпосылки для значительного скачка цен на топливо, несмотря на повышение акцизных ставок. Это связано с тем, что оптовые цены остаются в рамках «демпферной зоны», а в розничном сегменте действует неформальное соглашение, ограничивающее рост цен уровнем инфляции. Об этом сообщил заместитель директора центра экономики отраслей ТЭК ЦСР Сергей Колобанов в беседе с РИА Новости.
Министерство энергетики и Министерство финансов РФ проведут анализ налоговой нагрузки на нефтяные компании в связи с увеличением акцизов на бензин и дизельное топливо. Соответствующее поручение дал вице-премьер Александр Новак, о чем стало известно из протокола совещания.
Колобанов отметил, что опасаться резкого роста цен на топливо в крупнооптовом сегменте не стоит. Это объясняется тем, что установленные Налоговым кодексом на 2025 год ценовые ориентиры, при превышении которых выплаты по демпферу прекращаются, пока не достигнуты. «Запас прочности остается значительным», — подчеркнул эксперт.
В розничном сегменте продолжает действовать «джентльменское соглашение», согласно которому цены на автозаправочных станциях не должны превышать уровень инфляции. Однако, как отметил Колобанов, весенне-летний период традиционно требует повышенного внимания к рынку из-за роста спроса на топливо и начала сезона плановых ремонтов на нефтеперерабатывающих заводах. Основная задача в этот период — обеспечить бесперебойное снабжение экономики необходимыми объемами топлива, так как даже незначительный дефицит может спровоцировать спекулятивный рост цен.
Напомним, что в России был принят закон о повышении акцизных ставок на моторное топливо на 2025–2027 годы. Ставки были увеличены на 13,3–13,6% для бензина и на 16,3% для дизельного топлива, что превышает уровень инфляции. Правительство объяснило это решение необходимостью финансирования проектов в сфере дорожного строительства, поскольку акцизы являются основным источником пополнения дорожных фондов.
Для снижения выплат нефтяным компаниям по демпферу в формуле его расчета величина акциза была зафиксирована на уровне 2024 года. Демпферный механизм был введен для сдерживания внутренних цен на топливо. Если экспортная цена на бензин или дизельное топливо превышает условную внутреннюю цену, государство компенсирует компаниям часть разницы, чтобы предотвратить рост цен внутри страны. Выплаты по демпферу осуществляются только в том случае, если средняя оптовая цена за месяц не превышает индикативную (условную внутреннюю) цену более чем на 10% для бензина и 20% для дизельного топлива. В 2025 году индикативная цена составит 60 450 рублей за тонну бензина и 57 200 рублей за тонну дизельного топлива.
Таким образом, благодаря действующим механизмам регулирования и соглашениям между участниками рынка, Россия избежит резкого роста цен на топливо в ближайшие годы.