В России разработан механизм, направленный на предотвращение серого экспорта дизельного топлива (ДТ). Этот механизм проходит процедуры межведомственного согласования, сообщили в Министерстве энергетики. Совместно с Министерством финансов, Министерством экономического развития и Федеральной таможенной службой (ФТС) был проанализирован опыт временных запретов на экспорт бензина и дизельного топлива, а также оценены воздействия на внутренний рынок России. В результате разработан механизм, предотвращающий экспорт ДТ предприятиями, которые приобрели товар на биржевых торгах, но позволяющий производителям экспортировать дизельное топливо без ограничений по направлениям поставок и видам транспорта.
Первый запрет на экспорт бензина и дизельного топлива был введен в сентябре прошлого года из-за резкого повышения цен на автомобильное топливо. Причиной роста цен называлась попытка изменить параметры топливного демпфера и объем выплат нефтяникам за поставки дизельного топлива на внутренний рынок по ценам ниже экспортных. Однако официальной причиной была названа проблема “серого” экспорта, когда компании-трейдеры покупали ДТ на бирже (предназначенное для российского внутреннего рынка) и получали право на возмещение НДС, а затем перенаправляли топливо на продажу за границу.
Объемы серого экспорта топлива были достаточно велики, чтобы стать одной из причин дефицита ДТ. Из-за этого возникли проблемы с отгрузкой топлива в регионы, и делались большие запасы, часто просто в вагонах, которые просто простаивали.
Существует иная точка зрения на ситуацию. После введения налогового маневра, экспортные пошлины на нефть и нефтепродукты обнулились, а налог на добычу полезных ископаемых увеличился. В результате все основные отраслевые налоги платятся на уровне добычи нефти, и после выплат по НДПИ с произведенным топливом можно делать, что угодно, продавать на внутреннем рынке или экспортировать.
В прошлом году запрет на экспорт ДТ действовал чуть больше месяца, после чего был снят. При этом дизельное топливо является основным экспортируемым продуктом отечественной нефтепереработки, и за границу поставляется от 30 до 50% от объемов производства ДТ.
По мнению экспертов, полностью избежать традиционного повышения цен на ДТ с середины лета и в период перехода на зимние сорта может быть сложно из-за роста спроса на топливо, особенно для сельскохозяйственных работ. Разработанный механизм сможет смягчить влияние этих факторов, но не устранить их полностью.