
Министерство энергетики обратилось в крупные газовые компании («Роснефть», «Газпром», «ЛУКОЙЛ» и др.) с требованием предоставить сведения о том, сколько ими произведено и экспортировано нефтепродуктов. Это часть исследования, которое проводит ведомство по причине увеличения стоимости топлива. В Минэнерго утверждают: причина роста цен кроется в «сером экспорте».
Стоимость бензина в конце августа достигла 73 тыс. рублей (марка «Премиум-95») и 63 тыс. рублей (марка «Регулятор-92») за тонну на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже. Вскоре поднялись и цены на заправках.
«Серый экспорт» предполагает экспорт топлива, предназначавшегося для обеспечения потребностей внутреннего рынка. Нефтяные компании при этом получают определенные выплаты по демпферному механизму. Это и послужило, по мнению Минэнерго, фактором увеличения стоимости топлива, а также причиной его дефицита, проблем в сельскохозяйственной сфере и др.
Однако, не все согласны с позицией ведомства. Например, по мнению Игоря Юшкова, аналитика Финансового университета, влияние объемов «серого экспорта» на состояние внутреннего рынка переоценено. Эта проблема имеет место и с ней нужно бороться, но подобным образом экспортируется не так много топлива. Даже если направить весь «серый экспорт» на внутренний рынок, оптовой продажи топлива не будет в таком избытке, который позволил бы снизить цены. Более весомой причиной Юшков считает возросший спрос на бензин, который связан с тем, что в летний сезон люди начали активнее пользоваться автомобилями.