
Проект, направленный на разработку инновационных методов переработки пластика, получил поддержку Российского научного фонда.
Специалисты из Института химии нефти Томского научного центра СО РАН работают над созданием доступных и эффективных технологий, позволяющих преобразовывать пластиковые отходы в топливные фракции, такие как бензин и дизельное топливо. Эти технологии легко интегрируются в существующие процессы нефтеперерабатывающих заводов.
– Ежегодно объем пластиковых отходов продолжает расти, при этом более половины из них просто накапливается на полигонах, не подвергаясь переработке. Основная сложность заключается в трудоемкости сортировки пластика на отдельные виды. Поэтому наиболее рациональным решением является крекинг смесей пластика, в результате которого образуются термолизные масла. По ряду характеристик эти масла превосходят сырую нефть и некоторые нефтепродукты. Кроме того, отсутствие смол и асфальтенов делает их перспективным сырьем для производства высококачественного моторного топлива, – пояснил руководитель проекта, кандидат химических наук Никита Свириденко.
Однако для промышленного применения термолизных масел необходимо решить проблему наличия в них нежелательных элементов, таких как гетероатомы (азот, сера, кислород) и галогены (фтор, бром, хлор и другие). Для этого процесс переработки включает два основных этапа: крекинг пластиковых отходов и последующую гидропереработку с использованием катализаторов.
Предложенная технология предполагает, что термолизные масла, полученные после крекинга, проходят через слой катализаторов, где в результате химических реакций очищаются от вредных примесей и превращаются в готовые топливные продукты – бензин и дизельное топливо. В рамках проекта ученые также планируют разработать линейку отечественных катализаторов на основе алюмосиликатов, никеля и молибдена, что позволит сделать процесс переработки еще более эффективным и экономичным.
Этот проект не только способствует решению экологических проблем, связанных с накоплением пластиковых отходов, но и открывает новые возможности для производства топлива из возобновляемых источников.