
Российские исследователи создали уникальный прибор для автоматического и непрерывного измерения плотности различных горючих веществ, таких как нефть, бензин и керосин. Это устройство предназначено для эксплуатации на автозаправочных станциях, нефтебазах, а также на перерабатывающих и химических предприятиях. Его использование позволит быстро и с высокой точностью получать данные о качестве топлива, что, по словам специалистов, значительно сократит затраты на хранение и транспортировку нефтепродуктов, так как расход будет рассчитываться по массе, а не по объёму.
Изобретение, разработанное учеными Пензенского государственного университета, поможет оптимизировать расходы на хранение и транспортировку нефтепродуктов. Как сообщили в пресс-службе Минобрнауки РФ, плотность бензина и других нефтепродуктов может варьироваться в зависимости от температуры. В настоящее время количество отпускаемого топлива измеряется в литрах, что не всегда отражает его реальное качество — потребитель может получить меньше или больше топлива в зависимости от температуры.
На данный момент плотность бензина измеряется в лабораторных условиях, что требует много времени и не позволяет проводить измерения непосредственно на АЗС. Новый прибор решает эту проблему: он работает в широком диапазоне температур и давлений, непрерывно собирает данные и передаёт их для компьютерной обработки, при этом каждое измерение занимает не более одной минуты. Погрешность измерений составляет всего 0,02%, что в три раза меньше, чем у других методов.
Прибор определяет плотность жидкости на основе частоты собственных колебаний электронно-механической автоколебательной системы. Эта система включает струну, один конец которой прикреплён к металлическому шару или кварцевому цилиндру, а другой — к пьезоэлектрическому датчику колебаний. Шар или цилиндр полностью погружены в исследуемую жидкость.
Рабочая часть струны находится в магнитном поле, создаваемом двумя неодимовыми магнитами, а защитные кварцевые трубки защищают её от внешних воздействий. Благодаря действию силы Архимеда, частота колебаний струны напрямую зависит от плотности жидкости, а пьезоэлектрический датчик преобразует механические колебания в электрические сигналы, которые отображаются на цифровом частотомере.
Учёные уверены, что данное электронное устройство можно безопасно использовать на АЗС, так как с топливом контактируют только металлический шар и цилиндр, а электронный блок установлен снаружи ёмкости. При серийном производстве стоимость одного прибора не превысит 20 тысяч рублей.