Сроки поставки топлива, оговоренные на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже (СПбМСТБ), снова возросли с начала июня, согласно двум источникам на топливном рынке. Хотя ситуация ухудшилась в последнюю неделю месяца, она все еще не достигла критического уровня, который был до введения приоритета на нефтеналивные грузы.
Проблема соблюдения нормативных сроков отгрузки является давней и сложной для многих участников рынка, включая СПбМСТБ, ФАС, ОТП, РЖД и нефтяные компании. Основная причина заключается в загруженности железнодорожной сети, особенно на южном и восточном направлении, а также в нехватке локомотивов. В результате сроки отгрузки топлива часто превышают нормативные, установленные биржевыми правилами, и сроки доставки могут быть намного больше.
Согласно нормативным требованиям, срок отгрузки топлива по биржевым сделкам составляет 30 дней. Однако в обычных, не кризисных условиях, нефтяные компании обычно справляются с этим за 10-17 дней. Весной 2024 года ситуация на топливном рынке несколько улучшилась, когда приоритет нефтеналивных грузов был повышен до третьей очереди. Минэнерго и РЖД в то время фактически руководили потоками нефтепродуктов, принимая меры для предотвращения дефицита на рынке. Однако этот прогресс оказался недолгим.
По словам Максима Дьяченко, управляющего партнера трейдера «Пролеум», с начала июня сроки отгрузки топлива вновь возросли, несмотря на установленный приоритет. Это наблюдается по всем российским НПЗ. Дьяченко отмечает, что ситуация с отгрузками начала ухудшаться с начала июня, и с тех пор наблюдается тенденция к увеличению сроков отгрузки. В настоящее время некоторые направления испытывают увеличение сроков отправки в 1,5-2 раза, а особо загруженные направления, такие как южное и восточное, сталкиваются с увеличением в 2,5-3 раза.
Одной из причин этого, по мнению Дьяченко, является снижение контроля со стороны регулирующих органов в условиях стабилизации ситуации на топливном рынке, выравнивания цен и создания необходимого количества запасов. Кроме того, ранее СПбМСТБ публиковала информацию о средних сроках отгрузки на своем сайте, что позволяло оценивать ситуацию и планировать поставки. Однако сейчас эта практика прекращена.
Приоритет для нефтеналивных грузов на сети РЖД действует до сентября текущего года, что означает, что ситуация может ухудшиться после его отмены. В настоящее время профильные ведомства и участники рынка рассматривают возможность продления этой меры.
В случае, если нефтяная компания не справляется со сроками продажи и доставки дизельного топлива, действующие правила биржи предусматривают три варианта решения проблемы: продление договора поставки, обоюдное расторжение сделки без финансовых претензий и штраф в размере 5% от суммы сделки за просрочку сроков. Однако на практике стороны обычно либо продлевают контракт, либо расторгают сделку. Реальные штрафы в адрес нефтяных компаний встречаются редко, поскольку не все придерживаются правила безусловной выплаты неустойки.
Несмотря на сложившуюся ситуацию, нефтяные компании также не рады ухудшению сроков отгрузки. Весной они инициировали дискуссию о повышении приоритетности перевозок нефтепродуктов, опасаясь затоваривания НПЗ из-за запрета экспорта бензина и систематических отказов РЖД в перевозке топлива, особенно на восточном направлении.