Правительство России наконец-то стало предпринимать меры для решения вопроса с ростом цен на топливо – введен временный запрет на экспорт дизельного топлива и бензина. Пока сроки ограничения не оглашаются, все будет зависеть от результатов, ситуацию постоянно мониторят. Эксперты отмечают, что длительность запрета не может быть существенной, иначе снизится объем переработки нефти на НПЗ, так как им просто некуда будет девать дизтопливо со своих складов. Соответственно, Правительству необходимо оперативно договориться с нефтяными компаниями о дальнейших мерах, которые будут приняты для стабилизации ситуации на топливном рынке. Возможно, будут увеличены экспортные пошлины для этого вида товаров.
Напомним, что летом 2023 года было отмечено неоднократное увеличение цен на внутреннем рынке нефтепродуктов. Топлива просто не хватало, что снова становилось причиной роста его стоимости. В связи с этим было решено ограничить внешние поставки и направить дополнительный объем продукции на государственный рынок. Это должно стать причиной роста предложений, удовлетворения спроса и, соответственно, снижения стоимости.
Надо отметить, что под запрет не попали поставки товарного топлива на территорию стран ЕАЭС, Южной Осетии и Абхазии. Также продолжается исполнение обязательств по соглашениям между государствами, оказывается гуманитарная помощь, обеспечиваются военнослужащие, находящиеся в других странах, разрешены транзитные перевозки. Не коснулся запрет тяжелых дистиллятов, прямогонного бензина и продуктов, в которых уровень серы превышает 0,05%. То есть, запрещено экспортировать только товарные виды топлива, мазут и керосин.
Очевидно, что запрет на экспорт топлива стал мерой, необходимой Правительству для получения временного резерва, что позволит продумать, согласовать и принять дополнительные меры. Необходимо ввести заградительную экспортную пошлину на бензин и дизельное топливо, а для этого нужно скорректировать нормы налогового законодательства. Сделать это в течение короткого промежутка времени невозможно.
Сейчас обычные НПЗ продолжают работу в обычном режиме, так как ограничения их практически не затронули, а вот сложным НПЗ, скорее всего, придется сменить тактику и производить больше нетоварных продуктов. Но если действие запрета затянется хотя бы на месяц, то они будут вынуждены уменьшить объем переработки из-за затоваривания. В свою очередь, это приведет к нарушению договоренностей с Саудовской Аравией, так как, не имея возможности перерабатывать нефть, мы будем вынуждены уменьшить объемы ее добычи.
Запрет экспорта топлива, хоть и является самой жесткой мерой регулирования, уже показал результаты, – цена на бензин различных марок в разных регионах России снижается. Правительство прорабатывает варианты использования заградительной экспортной пошлины, причем рассматривается возможность возврата уплаченной пошлины для тех компаний, которые работают в соответствии с рекомендациями Минэнерго в области поставок топлива на рынок страны. Но пока конкретики нет, непонятен даже размер пошлины, а слухи встречаются самые разнообразные – кто-то называет сумму в 50 долларов за тонну топлива, а кто-то говорит сразу о 500 долларах за тонну. Министерство финансов внесло предложение об ориентировании на курс национальной валюты при расчете экспортных пошлин.