Как был изобретён бензин

Сейчас в это трудно поверить, но были времена, когда бензин, который образовывался в качестве продукта переработки нефти, просто выливали.  Для получения светильного газа или керосина он (как неизбежный продукт дистилляции) был не нужен. Но так продолжалось лишь до тех пор, пока человечество не придумало автомобиль.

Автомобиль и совершенствование процесса получения бензина

Уже в начале ХХ века автомобиль стал транспортом №1. Соответственно, возникла потребность в новом виде топлива, подходящего мотору. Уже в 1911 году бензин впервые продавался лучше керосина. Уголь, газ и керосин использовались в качестве топлива для осветительных ламп, и для автомобиля не очень подходили. С другой стороны, и нефтеперегонные заводы не могли достаточно быстро перерабатывать сырую нефть в бензин традиционным способом.

Вначале бензин производили дистилляцией – отделением летучих, более ценных фракций сырой нефти. Но конвейерный способ сборки автомобилей, придуманный Генри Фордом, привёл к резкому росту числа самодвижущихся транспортных средств. Это вынудило нефтепромышленников изобрести и более совершенную технологию получения бензина. Сейчас она складывается из ряда процессов.

  • Крекинг

Крекинг (от англ. to crack – трескаться) в нефтепереработке представляет собой процесс, в результате которого молекулы тяжёлых углеводородов разделяются на более лёгкие под действием тепла и давления. Всё это происходит при внешнем воздействии тепла и высокого давления, поэтому правильнее говорить о термическом крекинге. Со временем процесс крекинга был усовершенствован путём применения катализаторов. Они ускоряют химические реакции, и бензина производится больше. Процесс каталитического крекинга был изобретен Юджином Удри в 1937 году.

  • Дополнительные процессы

Операции, используемые для современного производства высококачественного бензина, включают в себя также:

  1. Полимеризацию: преобразование газообразных олефинов (пропилена и бутилена) в более крупные молекулы.
  2. Алкилирование: процесс объединения олефинов и парафинов, чаще всего, изобутана.
  3. Изомеризацию: превращение углеводородов с прямой цепью в углеводороды с разветвлённой цепью.
  4. Риформинг: использование тепла или катализатора для перестройки молекулярной структуры.

Комплексное внедрение таких технологий обеспечивает повышение качества и химической чистоты бензина, улучшает КПД нефтепереработки.

Этилирование – тупиковый этап

Бензин, используемый в автомобилях, кипит при температуре от 30° до 200° C, при этом смесь подбирается в зависимости от высоты местности над уровнем моря и времени года.

Со временем оказалось, что существенным эксплуатационным требованием к бензину является его антидетонационная способность. Она проявляется в замедлении сгорания паров топлива в цилиндре, потому двигатель начинает работать плавнее.

В 1930-е годы в качестве антидетонационной добавки стали использовать тетраэтилсвинец, а продукт назвали этилированным бензином. Любопытно, что Томас Миджли, изобретатель этилированного бензина, назвал этот продукт безопасным. Однако реальность оказалась иной: большое количество людей подверглось отравлению свинцом, что сопровождалось повышенным кровяным давлением и повреждением почек.

В конце 60-х годов прошлого века было доказано, что свинец – токсичный загрязнитель и для окружающей среды. Многие страны начали поэтапный отказ от этилированного бензина. В 1986 году Япония стала первой страной, полностью запретившей применение этилированного бензина. Три с половиной десятилетия спустя, в 2021 году, Алжир стал последней страной, запретившей его.

Обратная связь

Если у вас есть вопрос - заполните форму и отправьте нам его

    Мы доставляем дизтопливо Евро-5
    по Москве и Московской области