
Чем ближе зима, тем чаще клиенты спрашивают нас, когда начнем продавать зимнее ДТЗ и сколько будет стоить? Мы начинаем продажи в одно время с заправками.
С октября поступает в продажу межсезонная «F» -20°С, а с декабря ДТ-З-К5. Стоимость, как правило, выше на 1-2 рубля за литр. Мы возим солярку с Московского НПЗ Газпромнефть, далее будем отталкиваться от его показателей. Продукция Московского завода соответствует стандарту EURO V подробнее здесь.
Будь то летний, зимний, или переходной сорт, качество всегда соответствует ГОСТу. (Солярка — так по простому называют до сих пор дизельное топливо. При том не важно Евро 5 или другое. Иногда можно услышать зимняя солярка.)
На фото диз. топливо сорт «F». Слева хранение при нормальном температурном режиме. Справа при -25°С. На таком топливе техника работать не будет.
Основные характеристики, которые нужно знать потребителю про дизельное топливо зимой
— Температура помутнения
ГОСТ 5066 — это переход парафина из жидкого в твердое состояние и выпадение в осадок что воспринимается глазом как помутнение дизельного топлива. На данной стадии ничего страшного не представляет кроме изменения внешнего вида. На работоспособность не влияет.
— Предельная температура фильтруемости
ГОСТ 22254 – следующая стадия склеивание парафинов между собой. Что приводит к увеличению размера парафиновых частиц и закупорке фильтра. После чего техника глохнет и перестает работать. Для восстановления нормальной работы требуется замена фильтра.
В паспорте качества эти два показателя находятся в самом низу, смотрим собственно столбец «фактическое значение», показатели должны быть равны или выше норм ГОСТа или ТУ
Состав качественного зимнего дизельного топлива
В состав входят парафиновые углеводороды, ароматические углеводороды, нафтеновые углеводороды. В зависимости от вида топлива производитель может варьировать процентное соотношение состава.
Отличия в составе зимнего ДТ от летнего
— Основным и самым действенным отличием является процесс депарафинизации который выводит из солярки, нормальные парафины, которые в свою очередь при понижении температуры кристаллизуются и мешают нормальной работе двигателя, котла, генератора и т.д.
— Вторым отличием является пакет присадок, которые препятствуют кристаллизации парафина.
Дизельное зимнее топливо ГОСТ. Условные обозначения
Зимнее дизельное топливо имеет сокращенное название ДТ-З-К5
ДТ — Дизельное топливо
З — Зимнее
К5 — Экологический класс Евро 5
Классы зимнего дизельного топлива:
класс I — температура фильтруемости по ГОСТ -26°С Показатели МНПЗ -30°С
класс II — температура фильтруемости по ГОСТ -32°С Показатели МНПЗ -37°С
класс III — температура фильтруемости по ГОСТ -38°С
класс IV — температура фильтруемости по ГОСТ -44°С
Характеристики зимнего дизельного топлива
Основными характеристиками ДТ по ГОСТ Р 55475-2013 являются
Название характеристики | Значение | Метод испытания | ||||
---|---|---|---|---|---|---|
Зима 32°С | Зима 38°С | Арктик 44°С | Арктик 48°С | Арктик 58°С | ||
Цетановое число, не менее | 48 | 47 | По ГОСТ Р 52709 (на установке типа CFR F-5), ГОСТ Р ЕН 15195, ГОСТ 3122, стандарту [1] |
|||
Цетановый индекс, не менее | 46 | 43 | ||||
Плотность при 15°С, кг/м | 800,0 — 855,0 | По ГОСТ Р 51069, ГОСТ Р ИСО 3675 | ||||
Массовая доля полициклических ароматических углеводородов, %, не более |
8 | |||||
Массовая доля серы, мг/кг, не более | 10 | |||||
Температура вспышки в закрытом тигле, °С, не ниже |
40 | 30 | По ГОСТ Р ЕН ИСО 2719, ГОСТ 6356, ГОСТ Р 54279 |
|||
Коксуемость 10%-ного остатка разгонки, % масс., не более |
0,3 | По ГОСТ 19932 | ||||
Зольность, % масс., не более | 0,01 | По ГОСТ 1461 | ||||
Массовая доля воды, мг/кг, не более | 200 | |||||
Общее загрязнение, мг/кг, не более | 24 | |||||
Коррозия медной пластинки (3 ч при 50°С), единицы по шкале |
Класс 1 | |||||
Окислительная стабильность: общее количество осадка, г/м , не более |
25 | |||||
Смазывающая способность: скорректированный диаметр пятна износа при 60°С, мкм, не более |
460 | |||||
Температура помутнения, °С, не выше | — 22 | — 28 | — 34 | — 38 | — 42 | |
Предельная температура фильтруемости, °С, не выше | — 32 | — 38 | — 44 | — 48 | — 52 |
Где купить зимнее дизельное топливо
Первый вариант — купить на АЗС.
Правилами перевозки опасных грузов разрешено перевозить дизельное топливо до 1000 литров обычным транспортом. Но тут все же есть некоторые ограничения. На АЗС Вам откажут в продаже если увидят, что Вы будете использовать пластиковую емкость, остаются металлические канистры. Прежде чем покупать на АЗС нужно узнать какое на ней дизельное топливо отпускают.
Сейчас все чаще можно встретить заправочные станции, которые продают два вида топлива, это как правило межсезонное (сорт F) и зимнее (ДТ-З). Перед оплатой нужно попросить паспорт качества и убедиться, что Вы точно купите зимнее дизельное топливо. Обязательно выбирайте оригинальные сетевые заправки, во избежание различных манипуляций персоналом станции.
Плюсы покупки зимнего ДТ на АЗС:
- точность налива;
- ДТ соответствует паспорту качества.
Минусы покупки ДТ-З-К5 на АЗС:
- не подходит для больших объемов;
- покупка по розничной (высокой) цене;
- самостоятельная транспортировка.
Второй вариант — купить ДТ с доставкой.
Свои услуги по доставке зимнего дизельного топлива предлагает множество компаний, в том числе и компании производители. Но есть большой минус, минимальный объем заказа составляет 30000 литров, то есть объем полуприцепа. Не многие сразу готовы купить такой объем. Остается выбирать из компаний перевозчиков. Понять разницу между зимним топливом или летним на глазок нельзя. Даже если на улице отрицательная температура, нужно несколько часов чтобы топливо начало мутнеть. Чем довольно часто пользуются недобросовестные перевозчики и под видом зимнего дизельного топлива привозят летнее. Еще один способ сделать из летнего дизеля зимний (понизить температуру фильтруемости) это добавить в него керосин. В принципе, раньше так часто делали, но этот вариант совсем не полезен для современной техники. Правда такую солярку легко отличить по специфическому запаху керосина.
Плюсы покупки зимнего дизельного топлива в компании:
- можно заказать любой объем;
- доставка и налив прямо в емкость;
- стоимость ниже чем на АЗС при заказе большого объема.
Минусы покупки зимнего дизельного топлива в компании:
- подмена зимнего топлива на летнее или более дешевое печное;
- недолив;
- несвоевременная поставка.
Производители зимнего дизельного топлива Евро 5
Производство зимнего ДТ Евро 5 технологически сложный процесс, включающий в себя депарафинизацию. Это по силам крупным компаниям в промышленных масштабах.
Производители в России:
- Газпромнефть
- Роснефть
- Лукойл
- Татнефть
Цена зимнего дизельного топлива
Стоимость зимнего дизельного топлива по статистике выше на 1-2 рубля с литра относительно межсезонного топлива. При большом объеме можно получить скидку. Сэкономить, купив топливо заранее, не получится. Так как летом зимнее дизельное топливо не производят. На момент написания статьи стоимость Зимнего дизельного топлива составляет 39 рублей за литр производство Газпромнефть ДТ-З-К5 тип I.
Как правильно выбрать компанию для доставки зимнего ДТ
— Наличие контактной информации на сайте (юридическое лицо, адрес, телефоны).
— Возраст юридического лица (как правило недобросовестные компании открываются на сезон).
— Собственный автопарк (проще контролировать цепочку завод-потребитель).
— Отзывы (самая лучшая реклама — это положительный отзыв партнера или соседа по даче).
Цетановое число (ЦЧ)
Цетановым числом называются характеристики воспламеняемости топливной смеси на основе солярки. Оно определяет период задержки горения свежего заряда рабочей смеси. Иными словами – промежуток времени от его впрыска в цилиндр до начала горения). Чем больше цетановое число, тем короче задержка, и тем более плавно и равномерно сгорает топливная смесь.
Однако, всё хорошо в меру, и при размере цетанового числа более 60-ти снижается полнота сгорания дизтоплива, возрастает дымность выхлопных газов, повышается расход горючего. Цетановое число для дизельного топлива Евро-5 установлено в 51 единицу (в России допускается 45).
Содержание серы
Сера является одним из основных составных элементов дизтоплива (в общей сложности их около девятисот). Она оказывает существенное влияние на увеличение смазывающих свойств солярки. Однако, одновременно и одним из наиболее токсичных составляющих выхлопа дизельного двигателя. Вот почему, даже в условиях дефицита показателей смазывающей способности (так называемый диаметр пятна износа) требования по фракционному содержанию серы в дизельном топливе все последние годы становились всё жёстче и «докатились» до Евро-5. В соответствии с ним, содержание серы должно быть не более 10 мг на 1 кг топлива.
На данный фактор многие скептики указывают как на негативный, аргументируя это тем, что двигатель лишается естественной смазки на основе серных соединений. Причём это вовсе не пустопорожнее мнение «диванных экспертов». Руководитель органа по сертификации нефтепродуктов АНО «ЦС ТЭР», доктор технических наук, профессор, эксперт Ростехрегулирования Эдуард Мохнаткин в своём интервью самому авторитетному в СНГ автожурналу «За рулём» заявил, что снижение серы в дизтопливе – давно уже псевдо-достижение, и не более чем дань моде. Снижать содержание смол, механических примесей, воды и т. д. – вот более важная задача!
«Я убеждён, что нынешняя борьба за стократное снижение содержания серы экономически не оправдана. Дальнейшее его снижение обходится дорого и не дает эффекта ни с точки зрения вреда для двигателя, ни с точки зрения экологического загрязнения! Преобладающее влияние имеют другие факторы: полнота и характер сгорания топлива, совершенствование газообмена и т. д.» – говорит эксперт
Цетановое число (ЦЧ)
Цетановым числом называются характеристики воспламеняемости топливной смеси на основе солярки. Оно определяет период задержки горения свежего заряда рабочей смеси. Иными словами – промежуток времени от его впрыска в цилиндр до начала горения). Чем больше цетановое число, тем короче задержка, и тем более плавно и равномерно сгорает топливная смесь.
Однако, всё хорошо в меру, и при размере цетанового числа более 60-ти снижается полнота сгорания дизтоплива, возрастает дымность выхлопных газов, повышается расход горючего. Цетановое число для дизельного топлива Евро-5 установлено в 51 единицу (в России допускается 45).
Расчётный цетановый индекс
Цетановый индекс расчётный – это приближенное значение цетанового числа дистиллятного дизельного топлива (без повышающих цетановое число присадок), вычисленное на основании плотности топлива и его фракционного состава. Для дизтоплива Евро-5 цетановый индекс установлен в 46 единиц.
Плотность дизтоплива Евро-5
Характеристики плотности дизтоплива являются одним из важнейших параметров, которые определяют эффективную работоспособность горючего в различных температурных условиях. Плотность топлива представляет собой количество его массы в килограммах, которое способно уместиться в одном кубометре. Измеряется она ареометром – специальным прибором для проведения измерений плотности жидкостей. Он имеет вид стеклянной трубки, в верхней части которой находится шкала значений плотности.
Так как плотность солярки напрямую зависит от температуры окружающего воздуха, то в качестве нормы для дизтоплива Евро-5 установлено следующее значение плотности: 820-845 кг на один кубометр при температуре +15 градусов Цельсия.
Зимние, или арктические виды солярки для всегда имеют меньшую плотность. Для производства энергии и получения необходимой отдачи от двигателя потребуется сжигать большее количество такой солярки, по сравнению с более плотным топливом, что применяется в летний период. Этим и объясняется более высокий расход менее плотного дизельного топлива зимой.
Содержание полициклических ароматических углеводородов (ПАУ)
В данной технической характеристике имеется в виду наиболее опасная группа из всех ароматических соединений. Продукты сгорания данных углеводородов являются потенциальными носителями высоких концентраций канцерогенов – веществ, вредных и для экологии, и для здоровья (в частности, вызывающих развитие раковых опухолей). Их максимальное содержание регламентируется процентным отношением к общей массе продукта и устанавливается для Евро-5 на уровне не более 11-ти %.
Температура вспышки в закрытом тигле
Данный показатель – это минимальная температура топливно-воздушной смеси заданного состава, при которой становится возможным её воспламенение. Он характеризует способность дизтоплива к воспламенению. Для стандартов Евро-5 температура вспышки в закрытом тигле установлена на уровне от 55-ти градусов Цельсия.
Смазывающая способность
Смазывающая способность – это техническая характеристика противоизносных свойств дизельного топлива. Здесь используется такой параметр, как «диаметр пятна контакта». Определяется его величина на специальной установке. Скорректированный диаметр пятна износа при 60 °С для дизельного топлива Евро-5 устанавливается на уровне не более 460 мкм.
Предельная температура фильтруемости
И, наконец, о самой, пожалуй, важной характеристике потребительских свойств солярки – температуре фильтруемости. Под данным показателем имеется в виду окружающая температура, при которой топливо сохраняет свою способность прокачиваться через фильтрующие элементы топливной системы двигателя. Это важнейшая характеристика депрессорных (низкотемпературных) свойств топлива, имеющая особое значение в некоторых регионах.
К примеру, для районов Русского Севера и Дальнего Востока большую часть года актуальным является солярка Евро-5, произведённая по ГОСТ Р 55475-2013 «Топливо дизельное зимнее и арктическое депарафинированное». Такое горючее Евро-5 выпускается с использованием современного метода каталитической депарафинизации. Оно имеет температуру фильтруемости в диапазоне от минус 32 до минус 52 градусов Цельсия.
Что касается конкретных показателей предельной температуры фильтруемости, характерных для обычных видов дизельного топлива Евро-5, то они пошагово описаны в первом разделе данной статьи («Расшифровка букв и цифр на чеке АЗС»).
Номинальное содержание воды
По регламенту Евро-5, номинальное содержание воды в дизельном топливе составляет минимум 200 мг в 1 кг. Это количество, разумеется, избавляет от необходимости осуществлять подогрев узлов топливной системы самостоятельно. Однако практика показывает, что сильно расслабляться не стоит. Уровень концентрации воды в солярке может в значительной степени повышаться, в результате определённых физических явлений. К примеру, от перепадов температур и от появления конденсата в баке. Избавиться от вредных компонентов в дизельном топливе помогают специальные депрессорно-диспергирующие присадки. Эту автохимию держат «на всякий случай» и при необходимости используют многие автолюбители. Отзывы сугубо положительные.
Прочие технические характеристики дизтоплива Евро-5
- Осадок – не более 25 мг/кг.
- Окислительная стабильность – 25 г на кубометр.
- Коксуемость 10% – ного остатка разгонки, % (по массе), не более 0,30%.
- Зольность, % (по массе), не более 0,01%.
- Общее загрязнение, мг на 1кг, не более 24 мг.
- Коррозия медной пластинки (3 ч при 50 °С), единицы по шкале: Класс 1-й.
- Окислительная стабильность: общее количество осадка – не более 25 г/м³.
- Смазывающая способность: скорректированный диаметр пятна износа при 60 °С – 460 мкм.
- Кинематическая вязкость при 40 °С: 2-4,5 мм²/с.
- Фракционный состав: при температуре 180 °С – не более 10% по объёму; при температуре 250 °С – не менее 65% по объёму.
- Температура помутнения: не выше минус 16°С.
Эксплуатационные характеристики топлива Евро-5: отзывы владельцев дизельной техники
Разумеется, при разработке новых видов дизельного топлива европейские специалисты руководствовались, прежде всего, не желанием изобрести горючее для экстремальных морозов, а насущной надобностью улучшить экологические показатели двигателей. Ведь в условиях высокой плотности населения, в особенности в крупных мегаполисах; в условиях быстрого роста автомашин и другой техники с дизельными двигателями стала очевидной необходимость снизить уровень загрязнения атмосферного воздуха.
Кроме того, были в значительной степени улучшены показатели экономичности, снижен удельный расход топлива. Двигатель на Евро-5 работает более «умиротворённо», шум и вибрация снижены, детонация сведена к минимуму. Нельзя не отметить облегчённый запуск двигателя, в особенности в условиях низких температур. Владельцы техники отмечают, что с Евро-5 в форсированных режимах улучшается приёмистость мотора; уменьшается дымность выхлопных газов; снижается общий расход горючего.
Отмечено, что дизельное топливо Евро-5 обладает лучшей текучестью. Получается, что даже при низких минусовых температурах солярка свободно проходит по топливопроводам, не создавая пробок.
Использование дизельного топлива Евро-5 позволяет также надеяться на продление эксплуатационных сроков системы, нейтрализующей отработанные газы; всего топливного оборудования в целом; механизмов цилиндропоршневой группы. Это достигается благодаря снижению интенсивности коррозионных процессов компонентов топливной системы; уменьшению нагрузки на систему нейтрализации отработанных газов.
Дизельное топливо Евро-5 не содержит компонентов каталитического крегинга, благодаря чему его отличает химическая стабильность при хранении, не требующая добавки специальных стабилизирующих присадок.
Однако есть и ещё один минус, о котором упоминают скептики – это цена. На самом деле, ушли в прошлое времена, когда солярка стоила намного дешевле бензина. Сегодня её стоимость вплотную приблизилась к стоимости бензина. Но в целом, дизтопливо Евро-5 является несомненным шагом вперёд в сфере развития дизельных двигателей. По всем эксплуатационным характеристикам, это горючее нового поколения.