Межсезонное дизельное топливо относится к категории светлых нефтепродуктов. Оно обеспечивает стабильную работу двигателя при окружающей температуре до -15 °С. Используется для сельскохозяйственной и грузовой техники. Применяется дизель в судоходстве и дизельных поездах. В статье рассказываем, о видах и свойствах этого вида дизельного топлива. Рассмотрим особенности топлива видов: ДТ-F-К5 и ДТ-Е-К5.
Виды межсезонного дизельного топлива
В СССР, а потом и в первые годы в России дизельное топливо делили на три типа: летнее используется при температуре выше 0 °С,
зимнее применяется при температуре от 0 до -20 °С; арктическое для использование при температуре до -50 °С.
Производили топливо по ГОСТ 305-82. Сейчас этот стандарт считается устаревшим.
С 2005 года в России начался переход на европейские нормативы. Тогда ввели спецификацию EN 590 с ограничением на содержание серы. Согласно новой сертификации в дизельном топливе Евро количество серы должно быть:
- в виде I — до 350 мг/кг;
- в виде II — до 50 мг/кг;
- в виде III — до 10 мг/кг.
Новый стандарт не использует климатические условия, а классифицирует дизель по сортам с предельной температурой фильтруемости.
- для теплого времени года подходят сорта А и В. Их предельная температура +5 и 0 °С соответственно.
- для температуры воздуха до -5 °С, используется сорт С; можно использовать до -5 °С, для температуры воздуха температурой -10, -15 и -20 °С применяют сорта D, Е, и F;
- для температуры воздуха -20 до -44 °С используется топливо Евро 5 классов (от 0 до 4).
В 2011 году был введен новый стандарт и маркировка. Теперь марка состоит из 3 групп букв и цифр. ДТ означает дизельное топливо стандарта Евро-5 для автомобильных двигателей.
Климатические условия подразделяются на:
- Л — летнее,
- Е — межсезонная до -15 °С,
- З — зимнее до -20 °С,
- А — арктическое до -38 °С.
Экологический класс межсезонного дизельного топлива определяется по содержанию серы:
- К2 — не более 500 мг/кг,
- К3 — до 350 мг/кг,
- К4 — до 50 мг/кг,
- К5 — до 10 мг/кг.
Например, маркировка ДТ-Е-К5 будет расшифровываться как дизельное межсезонное топливо экологического класса К5.
С 2016 года в России выпускается и продается дизельное топливо с содержанием серы не ниже класса К5.
Топливо, выпускаемое по новому стандарту, обладает рядом преимуществ:
- снижается токсичность и объем выхлопных газов;
- снижается износ и повышается мощность двигателя;
- на форсированных режимах приемистость двигателя возрастает;
- запуск двигателя облегчается, особенно в холода за счет повышения свойств текучести ДТ;
- снижается возможность возникновения детонации;
- понижаются шумность и вибрация при работе двигателя;
- возрастает устойчивость элементов топливной системы к коррозии;
- нагрузка на систему нейтрализации вредных выхлопов снижается;
- возрастает срок эксплуатации двигателя;
- компоненты каталитического крекинга продляют сроки хранения топлива без специальных присадок;
- снижается расход горючего.
Характеристики межсезонного дизельного топлива
Физические характеристики межсезонного дизельного топлива экологического класса ДТ-Е-К5:
- цетановое число, не менее – 51,0;
- цетановый индекс, не менее – 46,0;
- плотность при 15°С, кг/м — 820,0-845,0;
- массовая доля полициклических ароматических углеводородов, %, не более — 8,0;
- массовая доля серы, мг/кг, не более — 10,0;
- температура вспышки, определяемая в закрытом тигле, °С, выше – 55;
- коксуемость 10%-ного остатка разгонки, % масс., не более — 0,3;
- зольность, % масс., не более — 0,01;
- массовая доля воды, мг/кг, не более – 200;
- общее загрязнение, мг/кг, не более – 24;
- коррозия медной пластинки (3 ч при 50°С), единицы по шкале — Класс 1;
Окислительная стабильность:
- общее количество осадка, г/м, не более – 25;
- часов, не менее – 20;
- смазывающая способность: скорректированный диаметр пятна износа (wsd 1,4) при 60°С, мкм, не более — 460.
Фракционный состав:
- при температуре 250°С перегоняется, % об., менее – 65;
- при температуре 350°С перегоняется, % об., не менее – 85;
- 95% об. перегоняется при температуре, °С, не выше – 360.
Физические характеристики межсезонного дизельного топлива экологического класса ДТ-F-К5:
- цетановое число, не менее – 52,0;
- цетановый индекс, не менее – 51,6;
- плотность при 15°С, кг/м — 834,7;
- массовая доля полициклических ароматических углеводородов, %, не более — 6,0;
- массовая доля серы, мг/кг, не более — 5,8;
- температура вспышки, определяемая в закрытом тигле, °С, выше – 58;
- коксуемость 10%-ного остатка разгонки, % масс., не более — 0,03;
- зольность, % масс., не более — 0,01;
- массовая доля воды, мг/кг, не более – 200;
- общее загрязнение, мг/кг, не более – 24;
- коррозия медной пластинки (3 ч при 50°С), единицы по шкале — Класс 1.
Окислительная стабильность:
- общее количество осадка, г/м, не более – 25;
- смазывающая способность: скорректированный диаметр пятна износа (wsd 1,4) при 60°С, мкм, не более — 460.
Фракционный состав:
- при температуре 250°С перегоняется, % об., менее – 65;
- при температуре 350°С перегоняется, % об., не менее – 85;
- 95% об. перегоняется при температуре, °С, не выше – 360.
Особенности и свойства
Межсезонное топливо обладает следующими характеристиками:
- улучшает эксплуатационные характеристики двигателей;
- увеличивает ресурсный потенциал моторов;
- облегчает запуск двигателя в холодную погоду;
- уменьшает вибрации и шум силового агрегата;
- улучшает горение топливной смеси.
Популярность дизеля обеспечивается его низкой ценой по сравнению с бензином, низкий расход и экологическая безопасность.
Крупные сетевые АЗС и частные заправки продают не только качественное топливо, но и множество фальсификата. На нем автомобиль в лучшем случае — просто не заведется, а в худшем — выйдет из строя.
Как производят межсезонное дизельное топливо
В России производством дизтоплива заняты свыше тридцати нефтеперерабатывающих завода.
Производство делится на несколько этапов. Сначала нефть доставляется на НПЗ по трубопроводу или в цистерне автомобильным или железнодорожным транспортом. Потом его перекачивают в специальные хранилища.
На этапе очистки:
- удаляются механические примеси;
- обезвоживается на электрообессоливающем агрегате;
- устраняются легкие углеводороды, растворенные в нефти.
На этапе первичной переработке:
- разделяют обработанное сырье на составляющие;
- нефть делят на несколько фракций: бензиновую, керосиновую, дизельную и мазут.
На этапе вторичной переработке изменяется химических состав и структура углеводородов. Для этого крупные молекулы мазута расщепляют в более мелкие. После этой стадии получается высококачественный продукт.
На этапе получения товарного дизтоплива прямогонные фракции соединяют с прошедшими гидроочистку. Вводят антидымные и депрессорные присадки.
В результате получается межсезонное дизельное топливо требуемых стандартов. Этот сорт называют «городским».
Потребитель получает 2 вида дизеля. Буквы, соответствующие межсезонному дизельному топливу:
- Е — фильтруется при условиях ниже -15˚С;
- F — фильтруется при температуре в пределах до -25˚С.
Область использования
Активно ДТ применяют в период поздней осени или ранней весны. Ориентироваться рекомендуем на смену температуры воздуха. Если она дважды за сутки переходит нулевую отметку в обе стороны, то пора менять топливо на межсезонный дизель.
Многие автовладельцы считают, что его можно использовать и зимой. Но заменять его зимним не рекомендуется. Такая замена может стать причиной поломки двигателя.
Межсезонное дизельное топливо предназначено для использования в определенных погодных условиях. Его производят специально для работы при низких температурах. Используется на грузовой и сельхозтехнике, в судоходстве.
Преимущества ООО «Топресурсы» :
- всегда в наличии большое количество сортов дизельного топлива;
- все топливо произведено в соответствии с ГОСТом или европейскими стандартами;
- мы сотрудничаем только с крупнейшими проверенными производителями;
- работаем с аккредитованными переводчиками, специализирующимися на доставке опасных грузов;
- заказать топливо можно в рассрочку до 3 млн рублей;
- предлагаем топливо по оптовым ценам.
ООО «Топресурсы» предлагает любые виды межсезонного дизельного топлива для вашего бизнеса.