Многие автомобилисты даже не задумываются о том, как делают бензин из нефти. Это довольно сложная процедура переработки. Из нефти удается получить разное топливо, к примеру, 92, 95 и ДТ, позволяющее купить дизельное топливо Евро 5. Стоит подробнее рассмотреть особенности данного процесса.
Подготовительный этап
Нефть состоит из углеводородов, но в ней присутствуют разные примеси. От этого зависит, какие продукты из неё можно произвести. Допустим, из парафиновой нефти можно получить больше смазочных масел и бензина. В нафтеновых типах содержится много мазута и серы.
Чтобы получить бензин, масло или иной продукт, возводят нефтеперерабатывающие заводы. Туда перегоняют ископаемое топливо по трубопроводам или с использованием танкеров.
Прямая перегонка
Это простой вариант переработки нефти в бензин. Природное топливо медленно нагревают, и во время данного процесса испаряются летучие составы.
Для производства требуются 2 ёмкости, которые соединены газоотводной трубкой. Также потребуется термодатчик, с помощью которого получится определить температурный показатель внутри устройства. От этого будет зависеть, какое именно вещество удастся получить. При нагреве из нефти испаряется газ, он по трубке идёт в другой резервуар и там конденсируется.
Бензин удаётся получить в диапазоне от 35 до 105 градусов по Цельсию. В промежутке от 150 до 305 градусов получают керосин, а от 150 до 360 градусов – дизель (в зависимости от состава нефти).
Перегонка хоть и считается простым способом, но им почти не пользуются. Выход бензина маленький, и у него низкое октановое число (всего 50-60). Из-за этого приходится добавлять много присадок.
Крекинг
Это метод извлечения из нефти и нефтепродуктов лёгких бензиновых фракций. Нефть нагревается под давлением, поэтому вещество под длительным воздействием раскладывается на большее число фракций с меньшей молекулярной массой.
Перегонка происходит в замкнутой системе и под давлением. Температура повышается, и испаряется вода, которая уходит в резервуар для сборки. Параллельно испаряется воздух и иные газы, они тоже попадают в трубку. Затем испаряются углеводороды и попадают в отдельные трубы. При достижении показателей давления 5 атмосфер углеводороды конденсируются в испарители. Та жидкость, которая получается, является бензином.
Крекинг бывает каталитическим и термическим. В первом случае применяются катализаторы, увеличивающие октановое число и степень очистки бензина. Термический крекинг подразумевает только термическую обработку нефтепродуктов.
Риформинг
Это сложный промышленный процесс, проходящий при высоком давлении и температуре. На одной из стадий образуется газообразный водород. Он реагирует с иными испаряющимися фракциями, и топливо получается более чистым. Помимо этого увеличивается его количество на выходе.
Сейчас распространены крекинг и риформинг, и данные методы изготовления бензина используют по всему миру. Нередко на одном заводе могут применять оба варианта.