Октановое число – это параметр, который обозначает показатель стойкости горючего к возгоранию внутри ТС. На него оказывает влияние органический состав топлива. Если быть точнее, то изооктан. Доля изооктана в начальной смеси задаёт октановое число. Его производители горючего указывают в наименовании. Допустим, у марки бензина АИ-95 данное число будет равняться 95. Это говорит о том, что в первоначальной смеси было 95% изооктана.
Чем больше будет октановое число, тем меньше вероятность самовоспламенения дизельного горючего или бензина во время пользования автомобилем. Следовательно, нагрузка на мотор будет небольшой. Если октановое число низкое, что часто встречается в случае с дешёвым горючим, то вероятность самовозгорания будет больше. При этом двигатель столкнется с дополнительной нагрузкой. Это приведёт к его более стремительному износу и выходу из строя пускового механизма.
Есть ли октановое число у солярки?
Октановое число при заказе дизельного топлива интересует многих водителей. Оно применяется в некоторых видах моторов. У данного горючего большая температура кипения. Она составляет 180-360 градусов Цельсия. Возгорание в пределах цилиндра будет случаться исключительно из-за сжатия.
Получают дизель в случае прямой перегонки нефти. Во время данного процесса удаётся получить такие компоненты, как н-гексадекан и 1-метилнафталин.
Из-за специфического состава основным классификационным параметром является не октановое, а цетановое число. Чтобы его определять, нужно обращать внимание на 1-метилнафталин. Диапазон данного числа будет в пределах 40-55. Когда этот параметр ниже 40, то время задержки возгорания солярки будет большим. Если случится её перегрев, то произойдёт взрыв. Из-за жёсткой работы горючего наблюдается стремительный износ поршня, а также подшипников коленвала.
Если у дизеля цетановое число больше 55, то он будет отличаться мягкостью. Это говорит о том, что ему не удастся сильно прогреться, из-за чего давление в цилиндре медленно повысится. При этом горючее целиком не сгорит, что приведёт к снижению мощности и экономичности мотора. Следовательно, цетановое число будет отражать степень воспламеняемости горючего. Чем оно выше, тем ниже октановое число дизтоплива.
Как измерить октановое число
Его важно знать, потому как оно указывает на стойкость топлива к детонации.
Как понять, какое октановое число дизтоплива:
- Сравнить функционирование мотора на испытуемом горючем и на 100% октановой смеси с известной стойкостью. Скорость мотора в опыте – 600 оборотов в 60 секунд, а температурный показатель воздуха составляет -52 градусов Цельсия.
- Сравнить испытуемую смесь с эталонной ДВС при нагрузке в 900 оборотов в 60 секунд и температурном показателе воздуха 149 градусов Цельсия.
- Измерить с помощью октанометра. В данном случае могут быть погрешности в 5-10 пунктов.
Как можно поменять октановое число солярки?
Если октановое число дизеля не соответствует характеристикам, указанным в тех. паспорте, это способно приводить к взрыву.
Как в промышленности повышают данное значение:
- Проводят гидрокрекинг или каталитический крекинг дизеля. В этом случае наблюдается разложение тяжёлых молекул цетана на лёгкие молекулы изооктана.
- Разбавление солярки горючим, у которого октановое число около 100.
- Вливание в горючее метилтретбутилового эфира. У него наблюдается высокий показатель октана. Минус – это летучесть, из-за чего вещество испаряется летом.
- Добавление в горючее специальных соединений, которые увеличивают стойкость к детонации. Например, могут использовать трикарбонил марганец, анилин, димер карбонил никеля, тетраэтилсвинец.
В некоторых случаях возникает необходимость уменьшить октановое число. Для этого можно открыть канистры с дизелем, чтобы они контактировали с воздухом. Примерно за 5 суток октановое число уменьшится на 1 пункт. Для быстрого понижения добавляют горючее с небольшим количеством изооктана или сернистые соединения. В данных ситуациях важно придерживаться осторожности при расчёте пропорций и пользоваться только точными методами определения состава горючего.